Я долго думала, стоит ли делиться своим отношением к теме архетипов, арканов, гороскопов, психологических учений и разных около эзотерических изысканий в разрезе работы над персональным стилем. Однако вопросы стали задавать все чаще, поэтому я решила обозначить свою позицию раз и навсегда. Как однажды разложила по полочкам свое видение работы с методикой Двин Ларсон здесь.
Одним из финальных аргументов для меня стал потрясающе красивый мини-фильм Le Château du Tarot авторства Маттео Гарроне, созданный к выходу свежей кутюрной коллекции Dior.
Мне очень хотелось поделиться им с подписчиками. Ведь в нем не только чистая эстетика и демонстрация изящных творений Марии Грации Кьюри, но и отражение многих важных настроений в обществе, а также чарующее столкновение рационального и неподвластного логике.
В фильме находит отражение мысль о дуализме мужского и женского сегодня, о внутренней силе женственности и стирании привычных гендерных границ, проглядывается тонкий намек на любовь самого Кристиана Диора ко всему загадочному и мистическому. Известно, что великий кутюрье и основатель Дома был очень суеверен и не принимал ни одного серьезного решения без консультации со своей личной предсказательницей Мадам Делаэ.
Однако, меня что-то остановило. Я поняла, что именно, лишь позднее.
Если этот разговор для меня был бы о моде, красоте, истории и кинематографе, то для кого-то мог стать попыткой примерить на себя навязанные ярлыки, не подкреплённые ничем и не оправданные на практике. А всё это, как вы знаете, я недолюбливаю, потому что я стилист-практик.
Я твёрдо уверена, что теория архетипов в стиле, о которой так часто говорят сегодня – это своего рода спекуляция на тему работ Карла Густава Юнга, одного из наиболее значимых исследователей в области психиатрии. Юнг, был ближайший соратник и последователь Зигмунда Фрейда, но со временем выбрал свой собственный путь.
Его архетипы - это проявление коллективного бессознательного, так называемый «опыт поколений», то есть формы и образы идей, к которым мы предрасположены вследствие влияния коллективной психики на социум. И да, работа Юнга – важнейший и интереснейший труд в своей нише, который получил широкое влияние и использование в психиатрии. Переоценить его вклад невозможно. И все бы ничего, если бы сегодня им не маскировались всевозможные категоризации. Вроде того, как мы должны выбирать партнеров, как строить личный бренд, как выбирать круг общения или как одеваться и подбирать гардероб.
Карл Густав Юнг
История ну очень увлекательна. Как архетипу Герою транслировать свой героизм в попытках противостоять архетипу Антагонисту, и как присущий ему идеализм раскрывается в безупречно скроенных костюмах. Или, например, как Мудрецу возможно развить свой интеллект исключительно в аскетичных образах с минимумом деталей и аксессуаров. Или что для архетипа Мага показаны определенные мотивы в принтах и определенный мистический набор украшений. А если ваш архетип Шут, то для вас – буйство красок и сумасшествие форм. Список можно продолжать долго. Я могла бы щедро приправить эту иллюстрацию эффектными цитатами, которыми нынче пестрит Интернет, но воздержусь – для нашего общего коллективного бессознательного блага.
Некоторые идут дальше – и добавляют к нему все многообразие древнегреческих богинь. На этом балу встречаются Гера, Афродита, Персефона, Артемида и вся дружная женская компания Олимпа.
"Древнегреческие богини", худ. Эдвард Джон Пойнтер, 1900 г.
Звучит увлекательно и красиво, будто интересная сказка, еще и подкрепленная умными мыслями и отсылками к громким именам из психологии. Только вот убедительно ли всё это, на самом деле?
На мой взгляд, это также неэффективно и надумано, как выбирать наряд, основываясь на расчетах, в каком доме находится в этот день Венера, как создать капсульный гардероб по знаку Зодиака или подобрать интерьер дома по типажу.
Я прошу вас об одном и верю, что буду услышана:
Не поддавайтесь на спекуляции и проверяйте информацию, прежде чем доверять ей, и прежде чем внедрять в гардероб и свою жизнь.
Я всегда утверждаю: Вы – неповторимый бриллиант, созданный природой. Второго такого не существует в принципе. Да, у вас есть определенные черты и особенности. Вы являетесь представительницей определенного колорита внешности и обладаете определенной геометрией лица и тела. Всё это можно гармонично подчеркнуть при создании образов и раскрыть вашу красоту внешне.
Но при этом за внутреннее наполнение отвечают далеко не архетипы в том виде, в котором они преподносятся сегодня некоторыми экспертами и которые, якобы, указывают на то, какую фактуру и крой вам выбрать и какими аксессуарами дополнить образ.
Внутреннее наполнение и влияние психологии в построении персонального стиля это о том, насколько вы самоценны, уверены в себе. О том, как горят ваши глаза и как вы наполнены любовью к себе. Это установки, которые вы однажды приняли за истину и следуете им. Готовы ли вы выделяться, чувствуете ли вы себя достойной восхищенных взглядов, что вы можете и хотите себе позволить. Если этого нет, архетипы – не панацея.
Внутреннее наполнение – это работа с вашим сознанием, а не «притянутые» ярлыки архетипов и арканов.
Нет, конечно, если подобные теории помогут Вам при работе над внутренним проблемами, устранению комплексов и раскроют в вас источник энергии, то выбор за вами. Но я убеждена, что никто не может назвать вас «Шутом», «Героем», «Искателем» или «Опекуном» и сказать, что отныне ваш гардероб будет строиться строго в определенных стилях и цветовой гамме. Потому что это не только неоправданно, но еще и будет означать попытку унификации, на которую профессионал, уважающий клиента и своё дело, идти не должен.
Лишь в индивидуальном подходе к каждому клиенту, в диалоге с ним, в умении слушать и слышать, анализировать, уважать его мнение можно добиться по-настоящему эффектных результатов, которые остаются с клиентом навсегда. И только так.
Использование архетипов в стилистике – это НЕ универсальная и работающая на все сто подсказка, а стремление сказать человеку, что ему носить, чтобы произвести определенное впечатление и создать некий желаемый посыл. При этом, вырванное из контекста и всегда несущее, в себе отпечаток личности того эксперта, кто эти рекомендации сформулировал.
Такой подход призван побуждать в человеке желание быть похожим на конкретный образ, связанный с конкретным архетипом, и транслировать это наиболее очевидными средствами. Естественно, каждый из таких образов по задумке должен обладать сугубо позитивным ореолом и воплощаться именно так, а не иначе. И конечно, быть как следует завязанным на демонстративное потребление.
И здесь есть важное противоречие.
Основателю теории архетипов в голову бы не пришло, как повернутся его наработки. Всяческие отсылки к ней, мне представляются спекуляциями на теории Юнга, попытки сделать некий гибрид учений, чтобы как-то выделиться и выдумать новую некую универсальную, загадочную и, наверное, по замыслам изобретателей, глубокую теорию.
Бесспорно, психологическая составляющая очень и очень важна в работе над личным имиджем, но чтобы связать психологию и стиль, изучать теорию архетипов вовсе ни к чему.
Такая работа всегда начинается с глубинного внутреннего диалога с собой или со стилистом, которому вы доверяете. И ответу на ключевые вопросы: кто вы, что вы хотите рассказать о себе миру, зачем вам важно найти свой стиль, как вы хотите его использовать и что добиться при его помощи.
Если самой на этом этапе сложно найти ответы и хочется обратиться к квалифицированному психологу – пусть так.
Повторю – выбор только за вами.
Кстати, на моей практике поиск собственного стиля часто является именно одной из граней работы над собой в целом. И это прекрасно! Но ключевое слово здесь – «квалифицированному». И да, он может быть одним из последователей Юнга, если вам откликается этот подход.
А дальше начинается комплексная и индивидуальная работа над образом. Как хороший психолог никогда не скажет вам «делайте только так», так хороший стилист не скажет вам «носите это и никак иначе». Я всегда предпочитаю направлять, давать знания и инструменты. Не руководить и не загонять в рамки, а учить вас быть лучшим стилистом для себя самой, думать и анализировать, использовать практические инструменты.
Поверьте, готовых универсальных психологических или эзотерических схем в вопросах персонального стиля не существует. Лично я в этом убеждена на собственном опыте. И это дарит нам куда более интересный и увлекательный путь. Так что прошу, не позволяйте продавать вам НЕЗНАНИЕ и вводить вас в заблуждение. Жизнь и без того – штука запутанная, но крайне увлекательная ;)