Однажды я уже затрагивала тему мифов о профессии стилиста. Сегодня же я бы хотела поговорить о мифах, сопровождающих стилистику в целом в более широком смысле – тех, которые мешают людям реализоваться в этой профессии на максимум, нести свою миссию в полной мере и делать мир красивее и счастливее.
Эти мифы окутывают весь мир стилистики безжалостным туманом. Этот туман обволакивает мозг, напрочь убивает ясность, а главное – совершенно бесполезен. Найти в нем путь без маршрутной карты – задача из области фантастики.
Этот туман состоит из нескольких ключевых «химических компонентов». Нейтрализуя один за другим, мы развеиваем его, и продолжаем свое путешествие, не просто наряжая клиентов, а помогая им засиять во всем своем драгоценном блеске.
Но теперь – подробнее о химических элементах этого опасного тумана.
1. Методический нигилизм
«Всем все можно носить, просто нужно знать как». Подача соблазнительна и слишком хороша, чтобы быть правдой. Ведь чтобы, что-то как-то работало существует набор законов, правил и аксиом. А это уже не «все» и не «всем».
Одним из самых популярных среди таких нигилизмов является колористический. Его последователи утверждают, что всем можно носить любые цвета и оттенки. Носить-то, конечно, можно, вот только каков будет эффект?
Посмотрите на два примера: одна и та же девушка, но насколько по-разному она смотрится. Совершенно несложно сказать, в каком случае цвет одежды и макияж являются гармоничным продолжением ее внешности и украшает ее, а в каком – перебивают и выходят на передний план.
Если мы невооруженным взглядом, не обладая специальным образованием, можем заметить, что идет человеку, а что нет, как можно это отрицать?
Колорит внешности – это не что-то из разряда неосязаемой величины, это определенная характеристика внешности, которая диагностируется кропотливо и профессионально. Абсолютно конкретная и точная. Упрощать ее (например, до примитивных четырех сезонов) или отрицать начисто, мягко говоря, немного удивительно.
Хотя, конечно, можно понять, откуда берется соблазн это сделать. Когда-то проще было верить, что Земля плоская, и люди принимали это за аксиому, даже не допуская и тени сомнений о реальной ситуации. Всегда проще и удобнее отрицать, чем разобраться и научиться.
Современному стилисту колористика необходима как профессиональный инструмент, который позволяет подобрать самые гармоничные оттенки для вашей внешности и уметь правильно и пропорционально использовать цвета, миксуя их и сочетая между собой.
Каждый хороший стилист – это художник, и художник должен уметь работать с цветом и понимать его природу.
К тому же, владение этим инструментом позволяет идти дальше, давая рекомендации о макияже и гармоничном окрашивании волос. Ведь вообразить без них образ целостным и законченным не удастся. Почему кому-то идет блонд, а кто-то в нем смотрится дешево и неуместно? Почему одних легкая рыжинка освежает и зажигает, а другим придает болезненный желтоватый цвет лица? Почему некоторым женщинам темное окрашивание добавляет возраста, а другие только в нем и смотрятся эффектно и статно?
Это тоже можно записать на счет колористики и квалифицированных рекомендаций стилиста нового поколения. Фокус «всем идет все» с такой доказательной базой уже явно не пройдет.
То же самое касается и природной архитектуры – еще одного опасного проявления методического нигилизма.
Красота – это математика пропорций. Это соотношение размерностей и масштабов, линий и форм, которое наш мозг считывает, анализирует и определяет как «красивое».
Как известно, математика – универсальный язык Вселенной. Все процессы в ней можно описать математически. Даже если вы лично не любите математику (а математика вообще создана не для любви), просто знайте, она все равно есть повсюду. И она работает в каждом уголке нашего мира, где бы мы ни оказались.
Задача профессионального имидж-стилиста жонглировать пропорциями и стильной геометрией без линейки, циркуля и переменных.
И речь сейчас точно идет не о фруктовых и геометрических классификациях, которым давно место в музее модной истории, а никак не в современном лексиконе стилистов. Дело в том, что даже по моему опыту, абсолютное большинство женщин просто-напросто не попадает под них. Каждая из них уникальна и то, что ей нужно – так это научиться преподносить свою природную красоту в гармоничном виде, а не получить ярлык «яблока» или «прямоугольника», притянутый к реальности ну очень условно.
Не существует стандартизаций, позволяющих пройти тест онлайн и получить все ответы на вопросы. Зато есть качественный кропотливый анализ, который способен осуществить хороший стилист, и инструменты визуальной коррекции, приемы гармонизации и акцентов, оптические иллюзии и прочие стильные хитрости, которые будут уникальными для вас и работать только для вас.
Взгляните хотя бы на то, как они работают в жизни. Прекрасная Сара-Джессика Паркер, ставшая иконой стиля с выходом на экраны «Секса в большом городе» более 20 лет назад, обладает миниатюрной деликатной внешностью, буквально сотканной из углов. В «своих» средствах выразительности она выглядит эффектной, юной и запоминающейся. Разбитый силуэт, приоткрытые запястья и щиколотки делают ее легкой, тонкой и звонкой. Деталировка оживляет. Благородные, держащие контур фактуры, придают законченности. В фотографии той же женщины, в том же весе и форме, но нещадно нарушившей все эти рекомендации, сложно узнать актрису, не правда ли?
Еще одна звезда кино и телевидения, получившая известность за роль модницы в сериале – Блейк Лайвли со своими 178 сантиметрами роста – статная красавица. Но стоит нарушить рекомендации для своей архитектуры, и даже бесконечные стройные ноги не спасают образ. Вещи кажутся детскими, непропорциональными, пропорции нарушаются, а от благородства и эффектности не остается и следа. Второй образ, пожалуй, можно и не комментировать, верно? В нем Блейк – дива, каковой и должна являться. За это ответственны фактуры, длины, силуэт, контрасты.
Эти рекомендации нужны не только звездам. Они будут работать для любой девушки. И лишать клиента возможности преобразиться – как минимум, несправедливо.
2. Теоретическое безумие
Доведение до абсурда любимой классификации. Выкрутить так, что от задумки автора остался лишь бледный след. Прокачать в себе «Афродиту» или «Персефону», выбрать мебель или постельное белье по типажу, составить летнюю капсулу для «Стрельца», сегодня Меркурий в доме Юпитера, значит носим синее. Идеально, чтоб предать забвению здравый смысл.
Архетипы – допустим, теория рабочая. В психологии. Но когда дело доходит до стиля, возникает вопрос: а какие эталонные средства выразительности у архетипа, например, маг? Какой маг для нас эталонный? У одного стилиста этот образ принадлежит Гендельфу, у другого это будет Маг-Вуду, а у третьего, может, и вовсе Тот-кого-нельзя-называть.
Что делать дальше? Фантазировать? Или все же вернуться к методикам и техникам, которые реально работают, а не вызывают больше вопросов, чем дают ответов.
Проблема в том, что теория архетипов не дает исчерпывающего ответа на ориентиры, а дает идеи и образы, наполнение которых зависит от субъективного восприятия конкретного эксперта. Подробнее об этом можно прочитать тут.
Арканы, гороскопы и прочее – ну тут комментарии излишни. Любите эзотерику – любите и наслаждайтесь, если это придаёт вам сил и наполняет жизнь смыслами. Без ущерба для образа.
3. Универсальный ответ в любой ситуации: «Так уже не носят»
Или «это стильно, а это колхозно». Аргументировать не обязательно, достаточно субъективного мнения. Почему? Потому что бытует мнение, что люди любят попроще. Много будешь объяснять – потеряешь клиента.
Этому снова есть научное обоснование, кстати. Наш мозг, по сути своей, ленив, ему нравится экономить энергию, а значит, он любит все упрощать. Отсюда привлекательным кажется все то, что упаковано в красивую обертку, но съедается на один зубок. А что останется? Будет ли послевкусие длинным? Или оно улетучится, а знаний, как одеться и выглядеть гармонично, так и не прибавится? Вот, и я о том же!
Можно возразить, что все гениальное просто. Вот только гениальное лишь кажется простым. Гениальное – просто в использовании. Но изначально это выверенная простота, это лучшее, но доведенное до абсолюта и совершенства в отточенных деталях и отполировано до блеска. Отсюда и возникает иллюзия.
Профессионал всегда способен дать аргументированный и понятный ответ на вопрос, почему «это нельзя носить».
Не зря же стилисты получают образование и опыт. Они нужны для этой аргументации и осознанных выборов.
4. Оторванность от реальности
Наверняка, вы встречались с этой картинкой. Стилиста должны видеть издалека. Оседлать волну трендов и быть на гребне моды. Да, и хайпа побольше. Совершенно неносибельные образы, перья, соседствующие со стразами, обувь, в которой не сделать и шага, слишком открытые вещи или вещи, волочащиеся по земле…
Конечно, порой в глянцевых съемках такое творчество уместно. Но стилист, работающий с реальными людьми, создает образы для реальной жизни – такие, которые закрывают потребности клиента, раскрывают его внутренний мир и красоту, в которым ему комфортно.
5. Застревание в прошлом
Мода растет, развивается и меняется. Вслед за этим меняются и правила игры. Современные стилисты не гонятся за модой, но идут в ногу со временем, чтобы создавать свежие и актуальные образы (сошлюсь еще разок на пункт выше – не трендовые, а актуальные – вот что ценно).
Следовать строгим и категоричным правилам, которыми руководствовались еще наши бабушки, - разве что, верный способ составить бабушкин гардероб.
Пора рассказать клиентам, что обувь вовсе не обязательно подбирать под сумку – что цветовая координация создается внутри наряда в целом.
Не нужно запрещать им носить золото и серебро вместе, просто потому что смешивать их сложнее. Лучше научите, как делать это красиво и гармонично.
Если им хочется сиять, позвольте им, наконец, избавиться от стереотипа, что нарядные вещи, эффектные аксессуары и блестящие фактуры можно носить только по праздникам. Покажите, как успокаивать их, хулиганить и вписывать в повседневную жизнь, чтобы не дожидаться, когда принц позовет их на бал.
Быть стилистом нового поколения – большая ответственность, но еще большее удовольствие. Ведь вам под силу менять жизни клиентов, позволять им расцвести, обрести уверенность в себе и добиться задуманного. И блеск, который зажигается в этот момент в их глазах, стоит всей тяжелой работы и неустанного развития. Проверено лично!