Казалось бы, мода XXI века – о разнообразии и отсутствии единых стандартов. Вот только почему же тогда на улице в зависимости от сезона мы видим то толпы девушек в леггинсах и свитшотах, то одинаковые moms jeans с массивными кроссовками и кроп-топами, то мешковатые клетчатые брючные костюмы с кедами… Список можно продолжать до бесконечности.
Заинтересовавшись этим феноменом, я наткнулась на очень занятный проект «Exactitudes» фотографа Ари Верслуиса и профайлер Элли Айтенброк. В начале 90х, когда в Роттердаме широко распространился стиль габбер, они заметили, как сильно изменился внешний вид подростков на улицах Роттердама и как их в миг заполнило множество людей, одетых почти одинаково.
Они решили присмотреться к этому явлению поближе и отснять в студии несколько портретов представителей нового движения. Критерием отбора было объединение схожих визуальных характеристик, которые соотносили бы их с принадлежностью к одному социальному типу.
Проект был воспринят на «ура» и превратился в динамический. Движения сменяли друг друга, а коллекция портретов неуклонно росла.
Однако со временем авторы заметили, что речь больше шла не о представителях определенных субкультур. Мода стала разнообразнее и персонализированнее, а толпа на улице стала казаться максимально яркой и «разношерстной». Но только на первый взгляд.
Начав выделять из нее отдельных людей, стало возможно заметить среди них немало клонов.
Бабушки, одетые как под копирку с одинаковыми стрижками и завивкой, любительницы стиля пин-ап с алыми губами и выверенными укладками, в узких юбках и романтичных блузах, «топшопперы» в шортах и поло, менеджеры средней руки в костюмах такой же средней ценовой категории… получив возможность выбирать из бесконечного множества вариантов, люди всё ещё не готовы были отказаться от узких рамок и желания загнать себя в них, чтобы при помощи внешних атрибутов ощутить на вкус принадлежность и что-то доказать социуму, скорее всего, даже не осознавая этого.
Не последнюю роль в этом сыграли глобализация, распространение Интернета и масс-маркет. Все это позволило получить примерно одинаковый доступ к информации и товарам, вне зависимости от точки, в которой ты находишься.
Безграничные возможности, не правда ли? Однако при этом среди них довлеющей оказалась самоидентификация через «включенность» в группу.
Безграничные возможности, не правда ли? Однако при этом среди них довлеющей оказалась самоидентификация через «включенность» в группу.
К чему это я?
Когда меня спрашивают, почему я не делаю подборки собранных в примерочной готовых комплектов в духе «универсальные образы на свидание из Zara, которые подойдут каждой», несмотря на их огромную востребованность, гарантирующую высокие охваты в Инстаграм, или не тиражирую «универсальные капсулы в офис/для декрета/в отпуск», я отвечаю: не бывает универсальных образов и универсальных капсул.
Формирование личного стиля – сложный динамический процесс, обусловленный нашим бэкграундом, вкусами, образом жизни и другими параметрами. Для каждой найдётся свой собственный образ на свидание и своя собственная капсула на тот или иной случай жизни.
Пытаться унифицировать – всё равно, что способствовать атаке клонов на улицах города. А я по-прежнему романтизирую и воспеваю разнообразие красоты. Искать своё, делиться с миром тем, что важно, использовать моду для самовыражения, а не подражания – вот в чём истинная ценность.
Фотографии: exactitudes.com