Уходящий год не был простым: он принёс как множество хороших, так и немало поистине тяжелых моментов. В том числе, ознаменовался он и потерей человека, имя которого знакомо всем неравнодушным миру искусства и моды – Питера Линдберга – не фотографа, а волшебника с камерой наперевес.
Небольшая подсказка: Питер стал одной из ключевых фигур в формировании уникального феномена – знаковой эпохи супермоделей 90-х и сыграл значительную роль в развитии карьеры Наоми Кэмпбелл, Кристи Тарлингтон, Линды Евангелисты и многих других «небожителей».
На самом деле, целью Линдберга вряд ли стоял переворот в модной фотографии: его собственными ориентирами были документальные фотографии Доротеи Лэнг и фотожурналистика Анри Картье-Брессона. Однако судьба распорядилась иначе.
Когда Питер начал работать с американским Vogue в середине 80-х, он заявил редактору издания Алексу Либерману, что категорически не намерен оставаться в рамках устоявшейся тенденции глянцевых снимков, на которых наряженные женщины призваны исключительно демонстрировать достаток своих мужей, и представил на суд редакции съемку дюжины живых и естественных моделей, беспечно резвящихся на пляже в простых белых рубашках – то, что мы сегодня привыкли называть «natural beauty». Несмотря на то, что фотографии были великолепны, ввиду своего несоответствия трендам, они мгновенно отправились в дальний ящик.
Однако вскоре к единоличной власти в Vogue пришла Анна Винтур, которая первым делом заглянула в архивы и пересмотрела материалы, забракованные своей предшественницей.
Так один из снимков оказался на страницах журнала, а Линдберг получил свою первую обложку – на ней израильская модель Микаэла Берку с растрёпанными кудрями заразительно улыбалась и щурилась на солнце, облачённая в кутюрный жакет и дешёвые потёртые джинсы. Несмотря на скептические настроения издателей, это стало настоящим прорывом (вряд ли кому-то придёт в голову поставить под сомнение чутье и вкус Анны?).
Взаимодействие фотографа с моделями и звёздами всегда напоминало глубокую личную беседу: он будто старался заглянуть в душу, понять, что волнует этих красавиц, что они чувствуют, о чём думают. Правда и искренность – вот секрет успеха работ Линдберга.
«Я вижу женщин такими, какие они есть на самом деле – возможно, именно поэтому они и доверяют мне» – сказал однажды Питер – «ответственностью фотографов сегодня должна стать борьба за свободу женщин, да, по сути, всех, от террора молодостью и совершенством».
И в благодарность эти женщины были не прочь показать Питеру свои настоящие эмоции и тела, которые, возможно, кто-то назовёт несовершенными. В конце концов, совершенство – субъективно.
Даже работая над рекламными кампаниями для именитых брендов (в его активе – сотрудничество с Dior, Armani, Calvin Klein, Prada, Donna Karan и многими другими), он снимал не продукты – точнее, не только их – но запечатлевал истории о людях, местах, времени.
Подобно многим гениям, Питер отказывался стоять на месте и с радостью пробовал себя в других отраслях. Возможно, вам знакомы документальные ленты «Модели» и «Внутренние голоса» и фильм «Пина» о немецком хореографе Пине Бауш. Подобно гениям же (да что уж, принадлежа к ним!), он искал вдохновения во всём, до чего мог «дотянуться»: живописи, кинематографе, природе и, конечно, людях.
«Попрощался» с нами Линдберг с тем же изяществом и эффектностью, которые пронзали все его работы – уже знакомой вам обложкой сентябрьского выпуска британского Vogue, приглашённым редактором которого стала Меган Маркл – создав для него пятнадцать портретов женщин всех национальностей и возрастов, меняющих этот мир к лучшему. Как и полагается, каждый снимок – живой, неповторимый, с характером.
Питера Линдберга не стало 3 сентября 2019 года. Но его творчество навсегда останется с нами, определяя, возможно, каждую фотографию, появляющуюся на свет уже в мире-после-него.
Фотографии: peterlindbergh.com, nyctimes.com, bbc.com, vogue.com и др.